Метод замещающего онтогенеза признан одним из самых результативных в компенсации нарушений развития. Он основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
Основа принципа замещающего онтогенеза — сопоставление уровня развития мозговой организации психических процессов ребёнка с основными этапами их формирования. Диагностика выявляет отклонения от возрастной нормы те процессы, которые по тем или иным причинам не были своевременно освоены ребенком.
Смысловая нагрузка термина «Онтогенез» — проводить ребенка через этапы развития в той последовательности, как это происходит в природе, в естественном порядке.
«Замещающий» — потому что на определенном этапе что-то пошло не так и необходимо пройти этот путь повторно, искусственно, с помощью специально разработанных методик и комплексов упражнений.
Выполнение определенных методикой «замещающего онтогенеза» физических упражнений воздействует на сенсомоторный уровень и вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Именно это является базой для дальнейшего развития мозговой деятельности.
В начале коррекционного процесса предпочтение отдаётся двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например: эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Основа принципа замещающего онтогенеза — сопоставление уровня развития мозговой организации психических процессов ребёнка с основными этапами их формирования. Диагностика выявляет отклонения от возрастной нормы те процессы, которые по тем или иным причинам не были своевременно освоены ребенком.
Смысловая нагрузка термина «Онтогенез» — проводить ребенка через этапы развития в той последовательности, как это происходит в природе, в естественном порядке.
«Замещающий» — потому что на определенном этапе что-то пошло не так и необходимо пройти этот путь повторно, искусственно, с помощью специально разработанных методик и комплексов упражнений.
Выполнение определенных методикой «замещающего онтогенеза» физических упражнений воздействует на сенсомоторный уровень и вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Именно это является базой для дальнейшего развития мозговой деятельности.
В начале коррекционного процесса предпочтение отдаётся двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например: эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
«Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. При этом, каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга». (А.В. Семенович)
1-й уровень
– «уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга.
2-ой уровень
– «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.
3-й уровень
– «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
1-й уровень
– «уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга.
2-ой уровень
– «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.
3-й уровень
– «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
В коррекционный процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка.
Соответственно применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на результатах нейропсихологической диагностики.
Соответственно применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на результатах нейропсихологической диагностики.